2024-06-16

Описание основной образовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) структурного подразделения, реализующего образовательные программы дошкольного иобразования СП «Детский сад» ГБОУ ООШ №32 г. Сызрань разработана в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 года №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
    воспитанников»;
  6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  7. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
    Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 1,5 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
    а) Цели и задачи реализации Программы
    В соответствии с п.п. 1.5, 1.6 ФГОС ДО целями ООП структурного подразделения, реализующего образовательные программы дошкольного образования СП «Детский сад » ГБОУ ООШ №32 г. Сызрань являются:
    1) повышение социального статуса дошкольного образования;
    2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
    3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
    4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
    5) «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» .
    Для достижения данных целей планируем решение следующих задач:
    1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
    2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
    3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее
  • преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
    4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
    5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
    7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
    8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
    9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
    б) Принципы и подходы к формированию Программы В соответствии с п. 1.4. ФГОС ДО принципами формирования Программы являются:
Принципы ЦельРеализация в ДОО
Полноценное
проживание ребёнком
всех этапов детства
(младенческого,
раннего и
дошкольного возраста),
обогащение
(амплификация)
детского развития
обогащать личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослымиОбразовательно-воспитательный процесс в детском саду строится с учетом развития всех видов детской деятельности, т.к. благодаря им у детей возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные
способности и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм
детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее -индивидуализация дошкольного образования) обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
Построение
образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее -индивидуализация дошкольного образования)
обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства
В детском саду построение образовательной деятельности основано на индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе и содержания своего образования, становится субъектом образования
Содействие и сотрудничество детей
и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
развивать сотрудничество детей и взрослых на основе гуманноличностного отношенияВ основе взаимодействия лежит
сотрудничество педагогов и детей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей детей.
Поддержка
инициативы детей в
различных видах
деятельности
формировать инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка на основе развития его способностей.В детском саду созданы условия для выбора ребенком различных видов деятельности по своему желанию, а также предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников
Сотрудничество
Организации с семьёй
содействовать развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими сына (дочери) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития (возможно, опережающей сверстников на данном этапе или отстающей, но при этом имеющей право на терпеливую поддержку разных форм проявления им одаренностиВзаимодействие детского сада с семьями воспитанников осуществляется через следующие формы:
-приобщение родителей к педагогическому процессу;
-информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой образовательной организации, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;
-разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.
Приобщение детей к
социокультурным
нормам, традициям
семьи, общества и
государства
формировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, к природе родного края; к культурному наследию своего народаДля ознакомления детей с родным краем в детском саду собран богатый иллюстративный, демонстрационный и дидактический материал. Также созданы уголки с государственной символикой (флаг, герб, гимн) и оформлены альбомы: «Наш город Сызрань», «Животные нашего края». Создан мини музей «Мой родной город». Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется в непосредственно – образовательной деятельности согласно календарнотематическому планированию дошкольной организации.
Традиционными стали тематические недели:
«Мой дом, мой город», «День народного
единства», «День Защитника Отечества» и тд.
Тематические недели заканчиваются
праздниками, в которых дети совместно с
родителями принимают участие.
Формирование
познавательных
интересов и
познавательных
действий ребенка в
различных видах
деятельности
формировать познавательные интересы и действия ребенка в различных видах деятельности; формировать предпосылки к деятельности, в том числе учебнойВ детском саду созданы необходимые условия
для реализации данного принципа. Педагоги
широко используют различные формы
организации, а также и методы и приемы с
целью формирования познавательных
интересов и действий ребенка в различных
видах деятельности: познавательноисследовательская деятельность,
продуктивная, наблюдения за объектами
природы рассматривание картин, чтение
художественных произведений, рассказ, показ
кинофильмов, беседы, дидактические игры,
речевая логическая задача др. Кроме того, в
группах создана развивающая предметно
пространственная среда с необходимым
оборудованием и пособиями
Возрастная адекватность дошкольного
образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Создание благоприятных условий условий развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
При реализации данного принципа педагогами детского учитываются возрастные особенности детей, создаются условия, соответствующие возрасту и особенностям развития каждого ребенка. В образовательном процессе используются те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы (прежде всего это игра, познавательная и исследовательская деятельности, развивающие ситуации).
В каждом возрастном периоде педагогами
организовываются те виды деятельности,
которые характерны для того или иного этапа
развития ребенка
Учёт этнокультурной
ситуации развития
детей
создание системы этнокультурного образования детей дошкольного возраста через преемственные связи поколений, формирование пространства изучения и развития традиционной народной культурыРеализация принципа заключается в широком
обращении к народной педагогике,
национальным традициям, фольклору, в
приобщении к национальной и общечеловеческой культуре

ФГОС дошкольного образования продолжает линию деятельностного, индивидуального, дифференцированного и других подходов, направленных на повышение результативности и качества дошкольного образования.
Поэтому подходами к формированию программы являются:
1.Деятельностный подход осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.
2.Личностно-ориентированный подход – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения, т.е. опора на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения. Реализуется в любых видах деятельности детей (НОД, совместная деятельность в режимных моментах, при проведении режимных процессов), а также непосредственно в группах индивидуальных особенностей детей группы в образовательном процессе.
3.Дифференцированный подход – в образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.