Система профессиональной ориентации воспитанников дошкольной образовательной организации – СП «детский сад» ГБОУ ООШ №32 г. Сызрани
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.), с Письмом министерства образования и науки Самарской области от 04.08.2016 № МО-16-09-01/767-ту обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.
Ранняя профессиональная ориентация — это система мероприятий в дошкольном образовательном учреждении, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка, формирование представлений о профессиях, о роли труда в жизни людей, о целях, мотивах и результатах трудовой деятельности, воспитание уважительного отношения к труду. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, проявлять способности, определенные потребности в том или ином виде деятельности.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Нормативно-правовые, теоретико-методологические подходы к проблеме ранней профориентации
Идеи профессионального самоопределения заложены в Федеральном законе «Об образовании в РФ», где сказано, что общее образование направлено на развитие личности, приобретение в процессе освоения общеобразовательных программ знаний умений и навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получение профессионального образования.
Данные позиции согласованы с логикой «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», в которой обоснована преемственность ступеней образования, где каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых. Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Поэтому ранняя профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.
Описание реализуемой в ДОО технологии(-й) профессиональной ориентации (сопровождения профессионального самоопределения) воспитанников.
— Технология макетирования. Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых и «прожить» производственные сюжеты.
— Технология музея. Музейное пространство, являясь модулем развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, открывает широкие возможности для открытия мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с экспонатами музея, помогает установить связь между потребностями общества и появлением новых профессий.
— Проектные технологии. Решение задач ранней профориентации в рамках проектной деятельности осуществляется через интеграцию содержания всех образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий. Используя метод проектов в организации ранней профориентации, необходимо помнить, что проект – это совместный продукт сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса от замысла до воплощения.
— Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и творческой инициативы.
— Цифровые технологии. Значительная часть труда взрослых не доступна для непосредственного наблюдения детьми дошкольного возраста, что представляет определенные проблемы в организации ранней профориентации в ДОУ. Таким образом, использование цифровых образовательных технологий позволит существенно повысить вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечить оперативность обратной связи.
Таким образом, технологические аспекты ранней профориентации предусматривают разнообразные педагогические технологии, обеспечивающие освоение социального опыта в разных видах детской деятельности. Развивающий потенциал педагогических технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста будет достигнут при условии их грамотного отбора педагогом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Особенности организации профориентированной развивающей предметно-пространственной среды
Построение развивающей предметно-пространственной среды с целью ранней профориентации детей дошкольного возраста рассматривается как обогащение (дополнение, расширение) пространства ДОО таким предметным содержанием, которое бы обеспечивало формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых в соответствующих возрасту видах деятельности. Такая РППС создает условия для погружения ребенка в мир профессий, дает возможность «прожить» производственные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В таких условиях усвоение детьми информации о профессиях взрослых происходит в процессе его собственной активности, направленной на освоение предметов и явлений окружающего мира, т. е. процесс деятельности одновременно является и процессом формирования у ребенка нового опыта, новых функций, новых компетенций, что, безусловно, влияет и на становление ранних профессиональных устремлений и ценностного отношения к профессиональной деятельности людей. Важно побуждать детей к моделированию полученных знаний в предметной, игровой экспериментальной деятельности, как ведущих культурных практиках ребенка дошкольного возраста.
Инструментальное обеспечение оценивания компетенций детей дошкольного возраста в ознакомлении с профессиями взрослых
Залогом эффективного решения профориентационных задач является наличие у педагогов информации о реальных достижениях детей в ознакомлении с профессиями взрослых. Таким образом, возникает необходимость в такой системе контроля качества данного процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику достижений детей в ознакомлении детей с профессиями взрослых. Оценивание реальных достижений ребенка в ознакомлении с профессиями взрослых осуществляется в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой).
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме профориентационной направленности
— обучение педагогов по программам повышения квалификации, содержащим темы профориентационной направленности: «Проектирование творческих мастерских как игрового пространства развития креативности у детей дошкольного возраста», «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста», «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
— участие педагогов (в качестве докладчика или слушателя) в обучающих/методических/конкурсных мероприятиях разного уровня и форм, содержащих темы профориентации воспитанников
Социальное партнерство:
— организация экскурсий,
— встречи с представителями разных профессий,
— досуговая деятельность с привлечением организаций-партнеров,
— включение воспитанников ДОО в различные виды совместной с партнерами деятельности (продуктивная деятельность, конкурсы, фестивали)
Результаты участия воспитанников в конкурсах профориентационной направленности различного уровня:
Организационно-методические материалы
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Примерное положение о сопровождении профессионального самоопределения обучающихсяПримерное положение о Службе планирования профессиональной карьеры;