Можно ли уже в средней школе определиться с будущей профессией? Как это сделать, чтобы не потратить время зря на то, что ребенку не пригодится в будущем?
В современном мире любая успешная карьера складывается на стыке мягких и жестких навыков, которыми обладает человек для того, чтобы стать востребованным специалистом. В средней школе вполне возможно понять, какие задатки и склонности ребенка можно и нужно развивать уже сейчас, чтобы обеспечить успех во взрослой жизни.
Пока еще преждевременно ожидать, что ребенок четко определится со специальностью в вузе или должностью после вуза. Однако направления для развития, в которые стоит вложиться, вполне реально определить уже сейчас.
Критерии выбора профессии
Первое, что необходимо понять, это как соотносятся природные склонности ребенка с основными критериями выбора профессии, которые он сможет применить уже в более старшем возрасте. Это не так просто, но вполне возможно.
Оплата труда
Нам кажется, что все люди хотят много зарабатывать, но на самом деле, это не так. Точнее, далеко не у каждого человека высокая оплата труда будет в приоритете, поскольку за высокооплачиваемую должность нередко приходится платить:
- свободным временем;
- свободой в выборе друзей и увлечений;
- временем, которое ты проводишь с семьей;
- свободой творчества и самовыражения в проектах
и многим другим.
При этом много зарабатывать, став “звездой” можно абсолютно в любой сфере.
Не стоит в средней школе ориентировать ребенка на профессию, в которой больше платят исходя из каких-либо статистических данных. В любой профессии существует серьезный разброс в оплатах в зависимости от сферы деятельности и успешности компании.
8
График и место работы
Гибкий график или жесткие рабочие часы? Работа на месте или постоянное движение? Эти критерии можно учитывать уже сейчас. Склонные к свободному графику и удаленной работе люди уже в средней школе показывают, что они способны:
- хорошо организовать собственное время и не допускать задолженностей;
- успешно справлялись с учебой на удаленке и таким образом получали время для себя и значимых дел;
- предпочитают проектную деятельность в школе повседневной простроенной рутине.
Ребенка, который лучше справляется с учебой и чувствует себя уверенно, когда ходит каждый день в школу, где ему говорят, что сделать, не стоит ориентировать на творческие профессии или специальности, где требуется креатив и постоянное столкновение с неопределенностью.
Подвижного ребенка, склонного планировать свое время, стоит уже сейчас обучать азам специальностей для удаленной работы. А также не бояться онлайн-обучения, особенно если в основе такого обучения лежит командная проектная деятельность. Так ребенок получить необходимые для будущего навыки уже сейчас.
Подчиненный или руководитель
Многие люди считают, что легко выявить в ребенке лидерские качества уже в средней школе. Так и есть, однако не стоит думать, что лидер – это только яркий ребенок, который у всех на виду, который является “активистом”.
Типы лидерства бывают разные. И в будущем хорошим руководителем станет скорее тот, кто подходит к задаче комплексно и может простроить процессы для достижения цели всей командой, а также хорошо разбирается в реальных способностях и пожеланиях людей.
В средней школе такие способности проявляются в командной проектной деятельности. Когда команда без особых конфликтов добивается цели и хочет вместе сделать что-то еще, у ее лидера очень хорошие задатки руководителя.
Коммуникация с людьми
Подавляющему большинству людей необходимо, чтобы рабочая атмосфера соответствовала их представлению о нормальном общении. В противном случае человека ожидают постоянные стрессы и недопонимание в коллективе.
Уже в средней школе можно понять, какой стиль ближе и понятней ребенку:
- административный, когда говорят, что нужно сделать;
- конкурентный, когда каждый борется за индивидуальный результат;
- партнерский, когда команда принимает совместные решения и распределяет обязанности, а потом каждый отчитывается о проделанной работе;
- органический, когда люди берут на себя участки работы и отслеживают процессы без жесткой отчетности перед руководителем.
В некоторых сферах возможен лишь административный стиль, например, в военно-промышленном комплексе. Однако в большинстве сфер внутренняя культура компании зависит от компании. Например, в сфере высоких технологий есть компании с разной корпоративной культурой.
Это нужно учитывать, когда вы помогаете ребенку с выбором будущей профессии. Если он категорически не переносит давления и действий по инструкции, ему будет сложно преуспеть в структурах, связанных с выполнением государственного заказа.
Можно ли выбрать профессию в средней школе?
В начале средней школы можно выбрать направления для обучения, которые помогут ребенку добиться успеха в профессии в будущем.
Как это сделать?
Комбинируйте развитие жестких и мягких навыков у ребенка уже сейчас.
Жесткие навыки – это знания, которые пригодятся ему для того, чтобы разбираться в профессиональной сфере. Здесь стоит идти за интересом ребенка и показывать, где в реальной жизни применимы те школьные предметы, к которым у него возникает интерес. А также подбирать соответствующие занятия в сфере практического дополнительного образования.
Например, если ребенка интересует математика и физика, ему стоит дать возможность попробовать себя не только в олимпиадах, но и на кружках робототехники, электроники, авиамоделирования и других инженерных направлений.
Если ребенку нравятся языки, ему стоит предложить лингвистические олимпиады, клубы журналистов, поэтические эксперименты в кружках юных поэтов.
Мягкие навыки – это универсальные навыки, которые мы используем вне зависимости предметной сферы. Это коммуникация с людьми, креативность, умение быть лидером и т.п.
Они развиваются как на специальных образовательных программах, так и в реальной деятельности. Поэтому не ограничивайте подростка в его дополнительных активностях помимо школьной учебы, поддерживайте желание стать волонтером, реализовать проект, поучаствовать в чужом проекте.
Где получить помощь в профориентации ученику средней школы?
Важно расширять кругозор ребенка и при необходимости помогать ему узнать больше о мире профессий и возможностях для развития. Также важно делать это вместе с родителями.
К счастью, существуют бесплатные программы, которые ориентированы именно на семью и помогают родителям и детям обсуждать будущую карьеры и выбор школы, колледжа, дополнительного образования.
Участие родителей в выборе профессионального развития – ключевой момент успешности ребенка в средней школе. Конечно, родители не должны оказывать давление или выбирать за подростка. Однако их совет и информированность являются незаменимой частью формулы успеха в выборе карьеры в средней школе.