2024-10-08

Как выявить у ребенка талант?

Многие родители стремятся выявить талант у ребенка как можно раньше, чтобы помочь ему добиться успеха. Однако это в учебнике обществознания про талант все понятно, а в жизни приходится намного сложнее.

Что такое талант?

Учебник обществознания для подготовки к ЕГЭ сообщает нам, что у человека имеются:

  • Задатки – генетически и физиологически обусловленная предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Задатки надо развивать, чтобы они превратились в способности.
  • Способности – это особенность конкретного человека быть успешным в какой-либо деятельности. Скажем, абсолютный слух (задаток) ребенок мог развивать, слушая музыку и играя на инструменте. Так появились способности.
  • Талант – это комплект способностей, который делает человека суперуспешным в какой-либо деятельности. Скажем, нет какой-то одной способности “быть режиссером”. У талантливых режиссеров, однако, есть похожий букет способностей.

Талант развивается из чувства любви к делу, возмож­но даже, что талант в сущности его и есть только любовь к делу, к процессу работы. Максим Горький

  • Одаренность – это примерно то же, что и талант, но в понятии подчеркивается, что комплект способности был более “дарован” природой, нежели развит упорным трудом.
  • Гениальность – это выдающийся талант. Гениальный человек не просто добивается выдающихся результатов в своей сфере, но и является первооткрывателем, создает принципиально новое.

Соответственно, родители, которые хотят раскрыть талант в ребенке, на самом деле стремятся понять, к чему у него есть задатки и как их правильно развивать, чтобы ребенок преуспел.

В каких сферах деятельности без таланта не добьешься успеха?

Обычно считается, что в творческих специальностях без одаренности и таланта преуспеть невозможно. С этим сложно поспорить.

1. Музыка

Музыка – это одно из направлений, где талант является ключевым преимуществом для успеха. Без сильного чувства ритма, способности к запоминанию мелодий, гармоний и текстов песен, трудно добиться успеха в индустрии звукозаписи или выступлениях на сцене. Но музыкальный талант – это что-то еще. Это что-то заставляет аудиторию плакать, когда музыкальную пьесу играет талантливый исполнитель.

Генрих Нейгауз, музыкальный педагог: Талант – это страсть плюс интеллект.

2. Живопись и скульптура

Живопись и скульптура – это области, в которых талант играет важную роль. Чтобы быть успешным в этих творческих направлениях, нужно не только иметь технические навыки, но и сильное воображение и креативность, чтобы создавать оригинальные произведения.

3. Танцы

Танцы – это еще одна сфера, где талант играет важную роль. Для достижения успеха в танцевальной части нужно иметь не только развитую координацию движений, но и особым образом проявлять эмоции через тело.

4. Литература

Поэты и писатели, которые приобрели известность, обладают уникальным даром чувствовать актуальное и вечное одновременно и создавать тексты, которые вызывают отклик и у современников, и у потомков.

5. Актерское мастерство

Весьма неслучайно при всем стремлении к равенству на профессию “актер” везде и повсюду набирают не по результатам тестов, а по личному субъективному мнению педагогов. Сложно измерить способность человека перевоплотиться в образ так, чтобы аудитория захотела поверить в то, что этот образ – настоящее живое существо. Хотя бы на время спектакля или фильма.

Конечно, для выдающихся достижений в любой другой сфере так же необходим талант, будь то научная деятельность или управление людьми.

Как проявляется талант к актерскому мастерству?

  • Эмоциональная выразительность. Ребенок гармонично передает сильные эмоции, проявляет их всем своим существом, переживает горе или радость, проявляя их одновременно голосом, всем телом, мимикой.
  • Склонность к импровизации. Ребенок быстро реагирует на ситуацию и может принимать игровой образ, чтобы повлиять на эмоции окружающих.
  • Смены образов в игре, способность вжиться в роль и быть правдоподобным. Будь то дочки матери или казаки-разбойники – ребенок играет всерьез.

 

Как заметить талант к музыке?

  • Ребенок с детства слушает музыку с удовольствием, использует предметы для извлечения звуков. В более старшем возрасте как бы аккомпанирует себе, когда чем-то занят.
  • Описывая какие-либо события, большую часть уделяет именно звуковому ряду, рассказывает о звуках, которые сопровождали действия.
  • Выраженное чувство ритма – ребенок двигается ритмично, отбивает ритм. В детстве он сводил с ума родителей, постоянно барабаня и извлекая звук из любого подручного материала.

Как выявить художественный талант?

  • Рисовать любят многие дети, однако талантливый ребенок может выразить эмоции и мысли через изображения. Он не любит рисовать по шаблону, смешивает краски.
  • Часто люди, которые талантливы в изобразительном искусстве по возможности коммуницируют при помощи созданных своими руками изображений. Им проще нарисовать и ждать понимания, чем выразить мысль словами.

Как выявить и поддержать талант: общие правила

Вот что стоит делать родителям, чтобы заметить и развить особые способности у ребенка.

Наблюдать в чем ребенок особенно ярко проявляет себя. Не обязательно, что это вам понравится. Потому что даже казалось бы у отрицательной, на ваш взгляд, черты может быть полезное применение.

Например, если он может делать монотонную работу, это будет важным для занятий музыки, которые требуют усидчивости. А впечатлительность, ассоциативное мышление могут быть залогом способностей не только в музыке, а еще в литературе и живописи одновременно. В тоже время интонирование может пригодиться ему как в музыкальном направлении, так и в лингвистическом.

Замечать, что ребенку удается, и говорить ему об этом. Отмечать, что получилось, даже если это небольшой шажок. Такого может быть много и в разных деятельностях, не обязательно это творчество: возможно, он тщательно вытирает пыль или неординарно накрывает на стол.

Федор Достоевский: Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали // Неточка Незванова

Поддерживать ведущий интерес: художники и музыканты тут сходятся во мнении. О расположенности к этим типам деятельности подсказывает спонтанные интерес ребенку к музицированию/пению и рисованию.Если ребенок сам идет в эту деятельность в свободное время и готов больше в него включаться, возможно стоит создавать условия для расширения этих возможностей и развития навыковой части.

Артур Шопенгауэр: Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать // Афоризмы житейской мудрости

Математический склад ума вовсе не закрывает дорогу в сферу изобразительного искусства. В этом виде искусства существуют два направления: графики и живописцы, для первых характерен аналитический склад ума и холодный темперамент, второе для более эмоциональных и от того лучше чувствующих цвет от природы. Об особенностях возрастного развития полушарий мозга подскажут нейрофизиологи.

Участвовать в нескольких активностях, не замыкаясь на одной. Должна быть палитра, в которой ребенок сравнить свои чувства и увидеть во что он готов больше вкладываться.

Музыкальная/литературная/живописная избирательность это не “ворочание носа”, в видение различий, нюансировок и отсутствие равнодушия. Важно, о чем ребенок говорит? Какие вопросы озвучивает? Чтобы занятие не превратилось в ремесло технического воспроизведения, за ним должна стоять мысль.

Организационный момент: Попробовав пробные занятия выбрать из них те, которыми ребенок будет готов заниматься на длинной дистанции, скажем, полгода. Не бросать. После окончания условного срока принять решение о продолжении. За это время, не однократного, а длительного участия можно отсмотреть динамические изменения.

Главное, на чем все сходятся, когда интерес обнаружен, и желание заниматься окрепло: каждый талант проявляющийся в интересе может погибнуть при встрече с трудностями. Важно помогать их преодолевать и научиться справляться с неудачами, провалами, падениями и долгими часами работы.